КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ «ВИЗАНТИЯ» ê ОБЩЕСТВО

Дядя Сэм и духи* Византии

Вадим Нифонтов

 

Среди популярных «страшилок» турецкого общественного сознания, о которых уже писал АПН, есть одна, названная «перезвон колоколов над Измиром». Многие турки (особенно не чуждые образования) до сих пор переживают исторический комплекс. Захват Константинополя и христианских земель османами, по их мнению, до сих пор способен повлечь за собой ответную реакцию западного мира. И будет та реакция страшной. В лучшем случае, турок выгонят с берегов Средиземноморья в центральную часть страны, где они будут влачить жалкое провинциальное существование.

 

Самое удивительное, что у этого комплекса есть исторические основания. После Первой мировой войны нечто подобное и произошло. Греческие войска оказались едва ли не в центре Малой Азии и были выбиты оттуда только после долгих ожесточенных боев. Историческая память — страшная сила. До сих пор, к примеру, на острове Лесбос там можно встретить развевающийся византийский флаг - жёлтое полотнище с чёрным орлом посередине. Он считается просто-напросто знаменем греческой православной церкви. Но от сакральных символов до трагической реальности менее, чем один шаг.

 

Духи византийской истории до сих пор живы. Сильны ли они сейчас? Не думаю. Однако, как всякое привидение в старом замке, могут здорово напугать непосвящённых. Что, конечно, в политике умудряются использовать те, кому это нужно. Тут интересно посмотреть на один и тот же процесс разными глазами. В данном случае это будут три разные точки зрения: либерально настроенного читателя газет, сумасшедшего конспиролога и рассудительного скептика. Каждый пусть выберет ту маску, что ему ближе.

 

Напомню, что сейчас Турция переживает сложный период, в чём-то сходный с нашей «перестройкой». Правда, в отличие от СССР, главный приз в игре — не абстрактные «общечеловеческие ценности». И даже не аморфное «вхождение в мировое сообщество», можно подумать, что СССР в 1985 г. был вне его! Цели турков не по-славянски конкретны — это совершенно чёткое «полное членство в Европейском Союзе». Есть ещё масса побочных призов, которые турецкой политической элите удаётся время от времени получать.

 

Один из важных вопросов на пути местной «перестройки» — свобода вероисповеданий. Турция, если кто не знает, страна с преобладающим мусульманским населением (98%). Остальные — христиане различных конфессий и даже иудеи — на этом однообразном фоне почти незаметны. Но они есть, и они - «неверные» — требуют своего! Действительно, последние лет сорок немусульмане находились на такой далёкой периферии общественного сознания, что их и живыми-то никто не почитал. У турецкого государства на это есть одно оправдание. Немусульман в стране очень мало, и сосредотачиваться на их проблемах в ущерб основной массе населения было бы глупо. Но теперь времена изменились.

 

С точки зрения либерального читателя всё выглядит совершенно закономерно. Членство в ЕС требует соответствия определённым гуманистическим, общечеловеческим нормам. В частности, в настоящей европейской стране представителям всех вероисповеданий должны быть предоставлены соответствующие права. Следовательно, турецкие христиане должны иметь право исповедовать свою религию и получать религиозное образование.

 

Под требования ЕС в первую очередь подпадают православные, находящиеся в юрисдикции Вселенского Патриархата. Владыка, носящий титул «Святейший Архиепископ Константинополя-Нового Рима и Вселенский Патриарх», издревле считается в православном мире «первым среди равных». Ему, разумеется, ни одна из прочих православных церквей не подчиняется, но «свидетельствовать своё высокое уважение» обязана.

 

Так вот, с начала 70-х гг. Вселенский Патриархат бьётся за восстановление православной духовной семинарии на о. Халки (турецкое название — Хейбелиада; он входит в архипелаг Принцевых островов и находится примерно в 40 км от Стамбула). Долгие годы турки отказывали Патриархату. Но вот началась местная «перестройка», и нормы цивилизованной Европы настоятельно требуют сделать это. Так что вопрос об открытии семинарии практически решён. Страна идёт в Европу и обязана выполняет те правила, которые предписаны цивилизованным государствам. Либеральный читатель с доброй улыбкой закрывает газету.

 

Но не тут-то было! Именно с этого момента в действие вступают духи византийской истории, которые начинают вещать через сознание сумасшедшего конспиролога. А конспиролог говорит примерно следующее: «Не верьте европейским христианам! Константинопольский патриархат всегда был ножом, воткнутым в сердце Турции. Как только вы развяжете ему руки, он начнёт действовать и за короткий срок лишит нас и Стамбула, и проливов, и всех достижений эпохи республики!».

 

Если читатель думает, что это придуманные в горячке слова, то он ошибается. Я просто сокращённо цитирую произведение под названием «Справочник патриота». Полезную книгу, который можно купить, предварительно заказав по телефону, в Коммерческой Палате Анкары. Здесь содержатся такие откровения о заговоре Вселенского Патриархата, от которых, по расхожему выражению одной местной газеты, «кровь стынет в жилах».

 

Согласно конспирологам, составившим турецкий «Справочник патриота», Вселенский Патриархат замыслил план, состоящий из нескольких коварных шагов. Каждый из пяти роковых шагов направлен на превращение Патриархата в новый Ватикан со всеми вытекающими последствиями. Итак, православные (которых в Турции, по разным оптимистическим оценкам, не более 3-4 тыс.) получают европейский уровень свобод.

 

Следующим их ходом будет вывод Патриархата из под турецкой юрисдикции. Напомню, что до последнего времени и патриарх, и члены Синода должны были иметь турецкое гражданство. Недавно традиция была нарушена: в марте 2004 г. синод патриархата в Фанаре (Фенере) назначил в свой состав 6 иностранных граждан (всего в нём 12 человек). Среди них были два грека, британец, американец, новозеландец и финн. Это вызвало нервную реакцию Анкары, заявившей даже о «нарушении Лозаннского договора».  Таким образом, подозрения конспиролога получают некоторые основания.

 

Настанет день, как предрекают авторы «Справочника», когда и патриарх будет назначаться из числа иностранцев, скажем, американских греков. Затем православные потребуют от международных учреждений уважения их прав на культурное наследство. Этот «малый народ» добьется создания в Стамбуле некоей религиозно-исторической зоны под названием «Константинополь» или «Внутренний Стамбул», где будут сами полностью распоряжаться.

 

Потом «неверные» пойдут дальше и откроют здесь «культурно-религиозные представительства» других конфессий (европейское право ничего этого не запрещает, подчёркивают наши конспирологи). Затем, на базе уже создавшейся сети — структуры храмов, музеев, представительств, культурных центров - Вселенский Патриархат поставит перед ООН вопрос о трансформации Стамбула в «открытый город» (нечто, подобное по статусу Иерусалиму из известной резолюции ООН). Отсюда рукой подать до статуса центра «мультикультурности» и «святыни всех православных».

 

Как только это будет сделано, Вселенский Патриархат получит мировое признание «де-факто». Он превратится не во что иное, как в «православный Ватикан». Стамбул, по сути, перестанет быть турецким городом. Не исключено, что ООН передаст под управление Патриархата, как «уважаемой организации международного характера», и проливы. Таким образом, Турция лишится одного из главных предметов республиканской гордости и превратится в государство второго сорта.

 

Сам Вселенский патриарх Варфоломей косвенно эти измышления отверг. Он заявил, что «мы не собираемся превращаться в новый Ватикан». Но, думает хитрый конспиролог, патриарх-то не дурак, чтобы высказывать свои тайные замыслы вслух. А тенденция, однако, наметилась… В своё время, лет этак десять назад, турецкий историк Селим Дерингиль называл подобные взгляды «параноидальной смесью теории заговора и уличных слухов». Сегодня, увы, уличные слухи отчасти воплотились в жизнь.

 

Теперь посмотрим на дело глазами рассудительного скептика. Возможно, такая позиция в глазах либерального читателя ничуть не лучше позиции конспиролога, однако она тоже имеет место. Итак, кто же такой патриарх Варфоломей, что такое Вселенский Патриархат и что всё это означает?

 

Патриарх Варфоломей, возглавляющий Патриархат с 1991 г., известен не только тем, что он — бывший офицер турецкой армии, который «в миру» носит фамилию Архондони. Он знаменит и тем, что продолжает открытый курс на «замирение» со всеми остальными конфессиями и даже иноверческими религиями, взятый Патриархатом ещё в середине 50-х гг. прошлого века (радикальные критики, правда, считают, что это официальная политика Константинополя ещё со времён Флорентийской унии 1439 г.). Он изо всех сил налаживает отношения с Ватиканом, периодически направляя в Рим делегации патриархии и принимая «латинян» у себя. Он явно выступает за постепенное объединение православия и католицизма, утверждая, что этому способствует процесс единения Европы.

 

В 2001 г. папа римский, находясь в Греции, принес официальные извинения за захват и последующий разгром крестоносцами Константинополя в 1204 г. Папская речь вызвала в православном мире весьма неоднозначную реакцию. Патриарх Варфоломей оказался первым, кто эти извинения принял, о чем он и заявил 14 апреля 2004 г. в обращении к верующим по случаю 800-летия этих событий.

 

В марте 2002 г. он встретился с президентом Джорджем Бушем в качестве «одного из поборников экуменизма и взаимопонимания между христианами, мусульманами и иудеями». Ранее патриарх Варфоломей приезжал в Вашингтон и встречался с Биллом Клинтоном в 1997 г., когда отмечалась 75-я годовщина создания греческого православного архиепископата в США. Клинтон тогда активно высказался «в поддержку деятельности Вселенского Патриарха», о чём не замедлила сообщить пресс-служба патриарха.

 

Варфоломей неизменно оказывался там, где возникала «пустота на святом месте». Он, к примеру, способствовал примирению Украинской автокефальной православной церкви с Украинской православной церковью Киевского Патриархата, претендуя на решение всех вопросов канонического права. Обе они в Московской Патриархии считаются раскольническими.

 

Известен Варфоломей и как патриарх-«эколог» (даже как «зелёный» патриарх) — недавно за свою работу по охране окружающей среды он получил премию норвежского «Фонда Софии».

 

В конце января 2004 г. наш герой посетил Кубу с целью открытия православной церкви в Гаване, где встретился с Фиделем Кастро. Вот это и настораживает скептического читателя больше всего: кому бы это США позволили так смело действовать у себя под носом?

 

Несомненно, решит скептик, этот человек как-то связан с США. И неудивительно, что в смысле открытия православной семинарии на о. Халки наибольшее давление на Турцию оказали именно американцы. Иногда возникает ощущение, что дядя Сэм — главный защитник и спонсор православия в Турции.

 

Это ощущение, кстати, вполне оправданно. Поговорим об интересной материи — о деньгах. Можно ли всерьёз верить, что три тысячи православных в Турции и даже недавно перешедшие в юрисдикцию Вселенского Патриархата 36 приходов в Греции могут содержать эту «общественную организацию религиозного характера»? Конечно, нет. Основные финансовые поступления Патриархат получает от греческой православной общины в США. Читай: от греческого финансово-промышленного лобби в Америке.

 

Это лобби обладает весьма неплохими возможностями и входит в число ведущих в США. Оно, во всяком случае, превосходит по влиянию турецкое и даже армянское. Оно неоднородно, и в его рядах, несомненно, есть люди, готовые дать деньги на ту самую операцию «Новый Константинополь», от которой у некоторых турок «кровь в жилах стынет». И они эти деньги дают.

 

Как и всякое крупное лобби, греческое тоже считает, будто оно использует «глупое американское государство» в своих интересах. На самом деле, конечно, речь идёт о симбиозе. Американская элита в чём-то поощряет греческих лоббистов, в чём-то их же руками добивается собственных целей. В данном случае речь идёт о банальнейшей «реал политик» — Вселенский Патриархат просто-напросто оказывается одним из рычагов американского влияния на Турцию. Особенно важно, что никаких серьёзных расходов он не требует. Когда надо — нажали кнопку, и из коробочки появился византийский дух, которого так боятся турки. Добились своего — дух опять убрался в коробочку. До следующего раза.

 

Однако, анализируя американскую политику, ни на секунду не следует забывать, что она ВСЕГДА руководствуется глубинными, даже «философскими» принципами. И цели у неё глобальные, а не просто «жить, чтобы выжить» или, к примеру, позорное «догнать и перегнать Португалию». Так и здесь — речь идёт об изменении мира, ни больше, ни меньше. Американцы задумали колоссальный проект по преобразованию ближневосточного региона, и одной из его важнейших задач они считают создание «умеренного ислама» (о том, как предполагается реализовывать этот план, я писал в статье «Тихий зелёный мир»). Почему бы не предложить миру «умеренное ортодоксальное христианство»? Сюда, с точки зрения протестантаW.A.S.P.», укладываются и католицизм, и православие, и различные монофизитские направления… Все они, по его мнению, отягощены языческим элементом, все исходят из каких-то глубинных эмоциональных устремлений, а потому опасны для преобразования мира. Они всегда могут провалиться в «христианский фундаментализм». Поэтому необходимо добиться их «взаимного разоружения». И Вселенский патриарх Варфоломей успешно выполняет эту программу. Он, скажем, признал «церквями-сёстрами» и католиков, и монофизитов, тем самым, по мнению афонских монахов, нарушив один из основных членов Символа Веры: «верую… во единую святую, соборную и апостольскую церковь». Коли есть церкви-сёстры с иными символами исповедания, то и церковь уже не едина, и апостольской преемственности грош цена.

 

Но, говорят адепты «антифундаментализма», через 1-2 поколения слово «церковь» станет восприниматься в мире лишь как «единство веры в многообразии форм», а все конфессии окажутся равны. Не будет разницы между умеренным православным и умеренным мусульманином, кроме обряда, да и тот будет максимально стандартизован. Мир станет в основном зелёным, тихим и абсолютно «теплохладным», что, по мнению американских внешнеполитических архитекторов, устранит одну из главных причин войн и насилия. Может, оно и так. Нам не увидеть — мы всё равно до этого не доживём.

 

Вот так сегодня эксплуатируются духи византийской истории. А древняя земля самой Византии стала теперь огромной лабораторией по выращиванию «ручных» и «безопасных» версий религий эпохи либеральной глобализации.

 

* Мы приводим оригинальное название статьи, не разделяя  языческий характер выражения “духи Византии”, - ред. журнала «ВИЗАНТИЯ»

Источник: АПН

 

[В начало] [Для комментария]

 

На главную страницу 

© Тетерин И. Е., 2004

© ООО «ВИЗАНТИЯ», 2004

 

Rambler's Top100 Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет

 



Hosted by uCoz